При исследовании взаимоотношений в первичных трудовых коллективах (отделах, бригадах, лабораториях и проч.) обнаруживается, что конфликты между сотрудниками чаще всего возникают не в связи с их личной неприязнью (хотя это тоже имеет место), а на основе различий в оценке «трудового вклада» и степени справедливости распределения материального вознаграждения. По этой же причине распадаются казалось бы успешно функционирующие бизнес-структуры, поскольку наличие конфликтов нарушает психологический климат организации и дестабилизирует ее работу. Зная и учитывая мнение исполнителей по поводу реального вклада каждого работника, и сопоставляя эти данные с получаемым ими вознаграждением, можно улучшить социально-психологический климат в коллективе и создать условия для эффективной работы сотрудников.

С целью предупреждения конфликтов и их нежелательных последствий, в основе которых лежит представление о справедливости, а также с целью оптимизации системы стимулирования сотрудников разработана оригинальная методика - «Диагностика трудового вклада» (ДТВ).

В отличие от традиционных для психологии методических средств, направленных на изучение главным образом эмоциональных отношений симпатии-антипатии, реализованный в методике подход основан на распространенных в американском менеджменте теориях «справедливого обмена» и делает акцент на изучении деловых отношений. При этом затрагиваются самые «болевые точки»: оценка трудового вклада, степень соответствия ему получаемого денежного вознаграждения.

Методика предназначена для оценки членами первичных трудовых коллективов трудового вклада сотрудников (включая свой собственный) в сопоставлении с получаемыми ими вознаграждениями. В то же время, обладая всеми достоинствами «метода 360 градусов», она может использоваться для содержательной оценки степени профессионализма сотрудников, а являясь аналогом социометрии позволяет анализировать весь спектр взаимоотношений в группе. Методика построена на принципе взаимооценок и представляет собой опросник, содержащий 42 утверждения, характеризующих особенности поведения индивида в группе.

Все утверждения опросника делятся на два блока – вклад и антивклад. Разница между вкладом и антивкладом обозначается понятием «полезность». Таким образом для анализа каждого конкретного члена коллектива и для анализа группы в целом используются понятия: «вклад», «антивклад» и «полезность». Оценка индивидуального вклада и антивклада производится по семи параметрам: деятельный-бездеятельный, профессиональный-непрофессиональный, самостоятельный-несамостоятельный, инициативный-сдерживающий, организующий-дезорганизующий, сплачивающий-конфликтный, сотрудничающий-эгоистичный.

Первые четыре параметра оценивают вклад и антивклад в совместную деятельность, три остальных – в создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе. В методике используются только те показатели, которые доступны для наблюдения и оценки со стороны сотрудников. Сам перечень параметров выявлен на основе анализа ролевого поведения специалиста в трудовом коллективе и перекликается с работами В.А. Ядова.

Поскольку разные утверждения, направленные на диагностику вклада и антивклада, имеют различную значимость с точки зрения полезности для деятельности, то для расчета суммарных показателей в методике используются весовые коэффициенты для каждого утверждения.

Методика может применяться в различных вариантах: в групповом, когда каждый член группы оценивает каждого, в том числе и себя; в экспертном, когда один член группы (например, руководитель) оценивается другими членами группы. Возможно и привлечение внешних по отношению к группе экспертов. Целесообразность выбора варианта проведения методики определяется конкретными целями исследования.

На основе соотнесения индекса полезности работника для группы и оценки степени получаемого им вознаграждения определяется индивидуальный показатель баланса. Он может быть положительным для работника (когда его рейтинг по критерию вознаграждения выше рейтинга полезности), отрицательным (рейтинг вознаграждения ниже рейтинга полезности) и адекватным (рейтинги примерно равны). Всего для каждого работника рассчитывается около 20 индивидуальных показателей, отображаемых в методике как в виде балльных оценок, так и графически.

Особый практический интерес представляет групповой показатель баланса, отражающий степень соблюдения справедливости в данной группе в оценке трудового вклада работников и в распределении вознаграждения. Этот показатель во многом определяет социально-психологический климат коллектива.

Применение методики ДТВ поможет администрации избежать ненужных конфликтов и установить справедливое соотношение между вкладом и вознаграждением работников, правильнее решать задачи при неизбежных сокращениях кадров или подбора резерва на выдвижение.

Методика может использоваться в качестве дополнения к системе оценки сотрудников путем разработки показателей эффективности деятельности (KPI), что особенно эффективно так как позволяет органично соединить объективный и субъективный слои анализа. В то же время, разработка KPI сотрудников и подразделений организации- мероприятие весьма непростое, дорогостоящее, да к тому же нередко встречает сопротивление среды. В этом случае методика ДТВ может применяться самостоятельно, поскольку ее проведение предполагает минимум финансовых и временных затрат, а приносит аналогичные результаты.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЯ К ПРОГРАММЕ

Данная методика подключается к программе Psychometric Expert версии 8.6 и выше в виде внешнего модуля. Программы данной версии обнаруживает подключенный модуль и предлагает его активировать с помощью регистрационного ключа. По вопросам приобретения модуля обращаться к менеджеру. По вопросам работы модуля и его внедрения в деятельность организации можно получить консультацию у авторов методики.


АВТОРЫ МЕТОДИКИ

Шарапов Евгений Полуэктович
кандидат психологических наук
до 2013 года начальник отдела кадров Правительства Ярославской области

Варенов Алексей Витальевич
кандидат психологических наук
ведущий специалист отдела кадров Правительства Ярославской области
тел.: 8-920-107-71-01
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


ПРИМЕР РАБОТЫ МОДУЛЯ: